[Мой сайт ]

         Десять лет назад он вышел из здания РДК с подарками и дипломами в руках. Отгремел праздник, закрылся занавес. Он как всегда был на высоте. А через месяц его не стало.

         Он посвятил Приволжскому народному театру более 40 лет своей жизни.

         В наше  время, в котором разрушились понятия «надежность», «стабильность»,  это постоянство, преданность не профессии, нет, а просто любимому занятию, кажется особенно удивительной и достойным уважения.

         Аркадий Антонинович Дьячков родился 5 июля 1930 года в селе Старая Порубёжка, что в Пугачевском районе Саратовской области в семье Антонина Александровича и Александры Дмитриевны Дьячковых.

         Интересное совпадение: мать и жена Аркадия Антониновича были не только полными тезками, но и коллегами. Обе – Александры Дмитриевны, обе – педагоги.

Отец же его был замечательным бухгалтером-почтовиком и как специалист был просто нарасхват, поэтому семья часто переезжала с места на место, пока, наконец, не обосновалась в Приволжье.

         У Антонина Александровича было любимое занятие. Он писал рассказы. Его нельзя назвать профессиональным литератором, но его наблюдательность, умение в незначительном увидеть важное, склонность к художественному обобщению и образному мышлению нельзя не признать. Он подписывал свои рассказы авторским псевдонимом Антон Степанов, некоторые из них печатались в районных малотиражках. И, конечно же, отец поощрял занятия сына Аркадия художественной самодеятельностью с самого раннего возраста.

         После окончания школы Аркадий поступил в Сызранское ремесленное училище. Вышел оттуда помощником паровозного машиниста, до армии ходил по Волге мотористом на пассажирском теплоходе «Колхозница», а потом 4 года служил бортовым стрелком-радистом в эскадрилье связи Московского военного округа. И все 4 года ждала его из армии будущая жена Александра Дмитриевна, с которой прожили они вместе 40 лет, воспитали двух сыновей Анатолия и Константина. Они стали достойными и уважаемыми людьми, но любовь к театру переняла от Аркадия Антониновича лишь внучка Маша. Только она видела и слышала, как он дома репетирует свои роли, как он готовится к спектаклям, и это привело ее в театр, который носит имя деда.

         В 1955 году, когда был ликвидирован механический завод, где Аркадий Антонинович недолго работал после армии, ему предложили хлопотную должность директора РДК, но она не пришлась ему по душе, и через год он ушел слесарем в МТС, которая впоследствии была преобразована в РТС, затем в управление «Сельхозтехника». Здесь Аркадий Антонинович и закончил свой трудовой путь, выйдя на пенсию с должности начальника обменного пункта.

         Но любовь к театру не покидала его никогда. В семье не одобряли этого увлечения, но Аркадий Антонинович сумел отстоять свое право заниматься театром. Он старался не вмешиваться в личную жизнь членов своей семьи, никогда не принимал за них кардинальных решений, не навязывал своих вкусов, взглядов и пристрастий, но и не позволял никому решать, как и где проводить ему свое свободное время.

         Тем более, что хозяин он был безупречный, умел делать все, и любое дело горело у него в руках. Когда тяжело заболела Александра Дмитриевна, он взял на себя и женские домашние дела: мыл, стирал, убирал, готовил, но в театр ходил неизменно, постоянно, как на работу.

         Ролей он сыграл великое множество, актером был удивительным. Природа щедро одарила его и красивым голосом и привлекательной внешностью, но он никогда не красовался на сцене, он по-настоящему затрачивал себя, делился со зрителями своими мыслями и чувствами, и они любили его, верили ему, гордились им.

         Он очень хорошо понимал самую суть крылатой фразы К.С.Станиславского «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».

         Его отношение к репетициям и спектаклям, к менее опытным коллегам, к режиссерам, - свидетельствовало об этом. Он никогда не кичился своим актерским опытом, безоговорочно выполнял все режиссерские замечания. Его удивительная скромность и трудолюбие, требовательность к себе, пунктуальность, - воспитывали молодых актеров театра, и это было неоценимой помощью любому из режиссеров. А он работал со всеми режиссерами нашего театра: и с А.Я Мжельским, и с Н.П. Мишустиным, и с А.А.Егуновым, и с П.Г.Астраханцевым, и с Г.Д.Сухоруковой, и с О.В.Ивановой, - и для каждого из них А.А.Дьячков был идеальным актером.

          Актерский диапазон его был огромен. Он мог сыграть и острокомедийную, и психологическую, и сказочную роль.

         Его актерская судьба была яркой и счастливой. Последним трем его ролям позавидовали бы многие профессиональные артисты, это:

         - Митя Вислухин в спектакле «Любовь и голуби» В.Гуркина (эта роль стала для него знаменательной – ею он отметил 40-летие творческой деятельности).

         - Аким во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого (сложнейшая роль классического репертуара).

         -   Царь Берендей в «Снегурочке» А.Н.Островского.

         В последний раз в роли Царя Берендея он вышел на сцену в день празднования 75-летия родного театра. Величественный и вместе с тем взволнованный судьбой подвластного ему народа, в красно-белом царском одеянии, с длинной седой бородой. Его боль за то, что из жизни берендеев ушла любовь, высказанная ближнему боярину Бермяте (актер А.Игнатьев), звучала в каждом слове, каждом жесте и отдавалась в сердцах зрителей, пришедших на юбилей театра.

         Таким он и запомнился всем.

«Батюшка светлый царь!» - воскликнула, прощаясь на  похоронах с Аркадием Антониновичем, исполнительница роли Купавы Наталья Адалина…

Десять лет прошло. Но все эти десять лет он продолжает оставаться с нами в нашей памяти, в названии нашего театра, Приволжского народного имени А.А.Дьячкова, его имени. Оно для нас оберег, залог долголетия и процветания театра, которому он оставался верен всю свою жизнь.

                                                                        О.В.Иванова