[Мой сайт ]

     Я хочу рассказать о человеке, который в течение 30 лет служил нашему театру во всех ипостасях: как заведу­ющий постановочной час­тью, художник-гример, как актер, режиссер и музы­кант. Это я все о Николае Павловиче МИШУСТИНЕ, первом и долгое время единственном в Приволжье, заслуженном работнике культуры.

       "Он руководил оркестром! - Дружно возразят те, кого Николай Павлович научил игре на русских народных музыкаль­ных инструментах. - И звание заслуженного работника культу­ры он получил именно за работу с оркестром!"

          Все это так, но природа на­столько щедро одарила этого че­ловека, что одного оркестра ему было мало для приложения всех своих способностей.

           Со школьных лет Николай Пав­лович был натурой творческой и многогранной. В своей автобиографии он пишет, что увлекал­ся художественной самодеятель­ностью, живописью, музыкой. По окончании школы Николай Пав­лович едет в Пензу и поступает в художе­ственное учи­лище, но ока­зывается, что училище не имеет обще­жития, а пла­тить за квар­тиру - нечем. Он возвраща­ется домой и недолго рабо­тает заведующим Обшаровским клубом. О карьере художника пришлось забыть, но Николай Павлович не оставляет попыток получить специаль­ное образование и поступает в Куйбы­шевское музыкаль­ное училище. Снова завершить обучение не получается. Его призывают на служ­бу в Красную Армию и, закончив Камышловское военное учи­лище, он становится профессиональным военным. Вот такой поворот судьбы. А потом - война!

            Воевал Николай Павлович на Ленин­градском и Прибал­тийском фронтах, партизанил, дважды был ранен, награж­ден двумя Орденами Красной Звезды,

множеством меда­лей, среди которых медаль "За оборону Ленинграда". Служба в армии продолжа­лась до августа 1948 года. А через три ме­сяца Николай Павло­вич Мишустин стал директором Привол­жского РДК.

              В августе 1953 г. в Приволжье по прика­зу Управления культу­ры Куйбышевской области приезжает работать Андрей Яковлевич МЖЕЛЬСКИИ профессиональ­ный актер, оставивший сцену после закрытия театра в г. Куз­нецке Пензенской области. Он возглавил драматический кол­лектив, который тогда, в связи с ликвидацией механического за­вода ("колыбели" нашего теат­ра), стал работать на базе РДК.

               Театральная жизнь в Привол­жье заметно оживилась, ведь те­атр отныне возглавил профессионал. Он научил самодеятельных актеров своему искусству, уро­вень постановок значительно возрос, соответственно увеличи­лось и количество желающих по­пасть на новые спектакли драматического коллектива. В 1955 году были поставлены две мно­гоактные пьесы, сыграно 52 спектакля. Ветеран театра Ва­лентина Терентьевна Горячева сообщает фантастический факт: спектакль "Васса Железнова" по пьесе A.M. Горького играли три раза... в день! Вот как в те годы было востребовано театральное искусство в нашем селе.

                 Все спектакли, поставленные А.Я. Мжельским за годы его ра­боты в Приволжье, оформлял Н.П. Мишустин. Он же участво­вал в них как актер и гример, постановки шли под живую му­зыку оркестра Мишустина.

                  Эти два человека подняли ис­кусство Приволжского драмати­ческого коллектива на небыва­лый в те годы уровень. В 1957 г. коллектив приглашают выступить на сцене областной филармонии со спектаклем "Женитьба Белугина" по пьесе А.Н. Островско­го. Среди зрителей был народ­ный артист СССР Борис Бабочкин, исполнитель роли легендарного В.И. Чапаева в фильме братьев Васильевых. Спек­такль настолько по­нравился народно­му артисту, что он пожелал встретить­ся с его участника­ми. Это был судьбо­носный спектакль и судьбоносная встреча. Приволжс­кий драматический коллектив стал пер­вым в области "народным" те­атром. Реорганизация произош­ла в 1959 г. У коллектива появил­ся свой бюджет, свое штатное расписание, согласно которому (уже официально) режиссером становится А.Я. Мжельский, а заведующим постановочной час­тью театра Н.П. Мишустин.

                Старожилы Приволжья гово­рят, что декорации, изготовлен­ные Николаем Павловичем, были как в настоящем театре! Всего завпост Мишустин оформил 35 спектаклей.

                Дочь Николая Павловича рас­сказала один забавный случай. Во время одного спектакля на сцене зажигался бутафорский костер. Он был настолько похож на настоящий, что начальник пожарной охраны, оказавшийся в зале, громко потребовал оста­новки действия и эвакуации зрителей.

                Мжельский и Мишустин люби­ли работать над пьесами А.Н. Островского, ставили "Грозу", "Бесприданницу", "Бедность не порок", "Женитьбу Белугина".., но в афише театра было много пьес и современных авторов: Петухова, Арбузова, Корнейчука. Любимыми актерами Мжельского были В. Горячева, Г. Карта-шов, А. Дьячков, В. Дьяков, В. Мишаков и, конечно же, Н. Ми­шустин.

                  В июне 1961 года А.Я. Мжель­ский навсегда уехал из Привол­жья. Его помнят здесь до сих пор. В 1992 году А.Я. Мжельс­кий еще раз вышел на нашу сце­ну. Он был приглашен на празднование 70-летия Приволжского народного театра и восторжен­но встречен своими бывшими актерами и зрителями. Ведь вы­сокое звание "народный" появи­лось в названии театра, в пер­вую-очередь, благодаря era та­ланту.

                Отъезд Мжельского стал для театра серьезным ударом. Но в театре остался Мишустин. Он со­хранил коллектив и через год пе­редал его новому режиссеру Александру Александровичу Егунову.

                 В 1962 г. театр отмечал свое сорокалетие. Спектакль Егунова "Якорная площадь" по пье­се А. Штока был посвящен этой юбилейной дате и снискал ре­жиссеру славу большого профессионала. И этот спектакль оформлял Н.П. Мишустин. Егунов проработал у нас меньше года. В конце 1962 года При­волжский район присоединили к Безенчукскому, ставки народ­ного театра были переданы в Безенчукский РДК. Но, благо­даря тому же неутомимому Мишустину, театр продолжал жить и работать. Ситуация застави­ла его стать еще и режиссером. Он поставил "Свадьбу с прида­ным" Петухова, "Наследие" Бу­рова, "Шестеро любимых" Ар­бузова... До последнего свое­го дня Николай Павлович не прерывал связи с РДК, с При­волжским народным театром. Он ушел из жизни в 1994 году, и мы провожали его в после­дний путь.

                 Дочь Н.П. Мишустина Н.Н. Ка­закова вспомнила, как она впер­вые ощутила гордость за своего отца: "Папа был небольшого ро­сточка, я в него - маленькая. И вот однажды, я залезла под стол в оркестровом классе и стала наблюдать оттуда за происходя­щим. Оркестранты шумели, пе­реговаривались. Тут папа под­нялся на свое дирижерское ме­сто. В классе воцарилась тиши­на. Взмах палочки - и много­людный оркестр послушно заиг­рал. В этот момент папа пока­зался мне таким большим, вы­соким!"

                  Не люблю пафоса, но думает­ся мне, что маленькой Наде от­крылась тогда внутренняя сущность ее отца. Н.П. Мишустин, действительно, был большим, высоким человеком.

                                                                                                                         Ольга Иванова