[Мой сайт ]

          Интервью О.В.Ивановой  газете "Приволжский вестник" (№86 от 9.11.2007г.)

Народному театру имени А.А.Дьячкова –  85 лет. За это время школу сценического искусства прошли сотни самодеятельных артистов, получив в  итоге целое сообщество завзятых театралов, которые готовы носить своих любимцев на руках.

А вот о режиссерах мы знаем маловато. Восполнить  пробел нам помогла О.В.Иванова, рассказав о своих предшественниках. Сегодня же у нас в гостях она сама.

Мы ей задаем вопросы, а она на них отвечает.

Вопрос.   Все приволжцы с большим удовольствием ходят на спектакли, поставленные Вами. Но о Вас, как о человеке, мало кто знает. Давайте восполним этот пробел. Кто Вы и откуда родом, Ольга Викторовна?

Мой отец – Виктор Тимофеевич Иванов – коренной москвич и не просто москвич. Он родился на Арбате, жил в доме, который соседствует с театром им. Евгения Багратионовича Вахтангова. Его семья эвакуировалась из Москвы в конце 1941 года и поселилась в Куйбышеве. А мама – Лариса Константиновна, урожденная Шкотникова, - родом из Спасского. На приволжском кладбище покоятся ее дедушка, бабушка, дядя и двоюродный брат. Их нет уже больше 30 лет, а недавно какие-то вандалы надругались над их могилами – сняли с памятников «вечные» дюралевые таблички. Не придумаю названия этим людям.

Я родилась в Куйбышеве. До шести лет жила с родителями на Поляне Фрунзе. Наш дом стоял на 9-ой просеке и назывался «дача №30». Образ жизни в этом месте всегда был особым – вокруг дачники, дом отдыха «Стахановец», санатории «Здравница», им. Чкалова, им. Сакко и Ванцетти. Музыка, развлечения, толпы отдыхающих, летний кинотеатр, где я смотрела «Человека-амфибию», «Гусарскую балладу». Природа там была необыкновенная: Волга, дубовая роща, сады, парки. Когда наша семья переехала на Металлург, я долго не могла гулять в заплеванных дворах больших домов, потом привыкла.

Вопрос.   Как началось увлечение театром?

Увлекалась лицедейством я с раннего детства, воображала себя то главной героиней «Гусарской баллады», то Козеттой из «Гавроша», то Гутеэре из «Человека-амфибии». И во все это у меня была возможность играть на клубной сцене. Моя бабушка работала в клубе сторожем-истопником. Та самая московская бабушка. У нее, как у любой офицерской жены не было профессии, но она была очень развитой и просвещенной женщиной, читала мне Есенина, пела романсы, водила в кино и библиотеку. От нее я впервые услышала о Боге, о переселении душ.

        Я не помню, чтобы хотела стать артисткой, но участвовать в какой-нибудь  творческой задумке мне очень нравилось.

Вопрос.   Кого считаете своими учителями?

Серьезно я стала заниматься театром в народном театре ДК на пл. им. Кирова, будучи ученицей старших классов средней школы. Руководил тогда этим коллективом Яков Иванович Гришанин. Он и был моим первым режиссером, который благословил меня на поступление в театральный ВУЗ.

В институте культуры я училась у Виктора Алексеевича Тимофеева. Он научил меня профессии, я его считаю очень серьезным педагогом и режиссером. В этом году ему исполнилось 70 лет, но он не стал консерватором, он постоянно развивается, не боится новых веяний в театральном искусстве, ему все интересно, все хочется попробовать, и в этом он для меня – всегда пример.

Вопрос.   Кто был у Вас первым зрителем и ценителем? Расскажите о первом спектакле, поставленном Вами.

Свой первый дипломный спектакль по пьесе Зака и Кузнецова «Два цвета» я ставила в г. Кузнецке Пензенской области на базе ДК «Рассвет» Кузнецкой обувной фабрики. Там работал мой  институтский товарищ А.Калашников. Он руководил агиттеатром и пригласил меня поставить дипломный спектакль с актерами его коллектива. И я придумала драматический диспут в сопровождении барабанщика. Барабанщик задавал ритм сцен и эпизодов, атмосферу спектакля, был одним из главных выразительных средств.

Замысел возник, когда я услышала, как репетирует барабанщик Владимир Фефелов,  и я пригласила его в спектакль. Он был великолепен: барабаны звучали, то как колеса поезда, то как корабельные склянки, то как удары, наносимые озверевшими хулиганами молодым дружинникам, то как разлетающиеся стекла разбитых окон и фонарей, то как затухающие тоны человеческого сердца. А еще в этом спектакле исполнялись песни с Грушинского фестиваля. Их пел Сергей Иванченко – преподаватель Сызранского музыкального училища. Главные роли  играли Виктор Феклистов, который, как и его погибший герой, Шурик Горяев из  «Двух цветов», мечтал стать настоящим моряком и стал им, Ирина Атякина, которая живет сейчас где-то в Латинской Америке, Валентин Савин – учитель физкультуры, всего же в спектакле было занято 18 человек. Уже тогда определилось мое пристрастие к многолюдным пьесам. Это был 1980 год.

Вопрос.   Как происходит подбор репертуара и артистов на роли?

Я читаю много пьес, для постановки беру такие, в которых ставятся проблемы, волнующие меня и весь наш коллектив, а также и наших зрителей, и которые есть кому играть. Очень хочу поставить Чехова – играть некому.

           А иногда и пьеса недостаточно совершенна, а беру ее в работу для того, чтобы подготовить актеров к новой серьезной масштабной постановке, развить в них новые актерские качества.    

          Часто успешная актерская работа играет в судьбе актера решающую роль.

     Режиссер начинает подбирать репертуар под этого актера, уделять ему больше внимания, но чаще всего такая политика к добру не приводит, особенно в любительском театре. Проверка успехом – серьезная проверка. Хорошо, если актер понимает, что без режиссера, без партнеров, он ничего бы не смог сделать, что его успех – это успех всего коллектива, но чаще всего ему кажется, что без него «тут ничего бы не стояло». Начинается «звездная болезнь». «Больной» актер перестает слушать замечания режиссера, пытается подмять его под себя, сделать его своим собственным «карманным» режиссером, которого можно использовать, когда захочешь. И как результат – творческая деградация и уход из коллектива. У нас такие случаи были, поэтому я отказалась от      такой репертуарной политики.

Вопрос.   Думается, что в условиях сельского Дома культуры изготовление декораций и пошив костюмов дело далеко не простое. Нужно знать об эпохе, а также  историю моды. Кто Вам помогает?

А насчет костюмов и декораций в Приволжье есть с кем посоветоваться. Это Анатолий Михайлович Христолюбов – художник, до недавнего времени завпост нашего театра, местные художники-модельеры: Татьяна Ивановна Рыжкова, Татьяна Викторовна Кузнецова. Были бы деньги, а хорошие костюмы и декорации в Приволжье сделать есть кому.

Вопрос.   Личность подобной Вам величины всегда точно знает, что удалось, что нет. Назовите свой самый удачный спектакль.

Есть спектакли, которые при желании можно поставить еще раз, но есть такие, которые повторить невозможно. Мне кажется, что они-то как раз и есть удачные, потому что во многом за то, что они случились в моей жизни, нужно благодарить Госпожу Удачу. Пусть они не во всем совершенны, но ими я горжусь. «Снегурочка» А.Н.Островского: более 20 актеров (!), около 20 танцоров (!), два ансамбля народной песни – «Коло» и первое поколение «Вьюнков» (!). «Иных уж нет, а те – далече». Разве это забудешь? «Снегурочка» - единственный спектакль, костюмы к которому шились в Самаре. А какие были декорации?! «Власть тьмы» Л.Н.Толстого тоже неповторимый спектакль. А «Отелло»? Никогда, наверное, больше в театре не будет столько мужчин, сколько нужно для этой постановки. «Женитьбу» Гоголя очень люблю. В этом спектакле были замечательные актерские работы. Чувствуется рука мастера – заслуженного артиста России Ю.И.Долгих.

Вопрос.   Какое значение для Вас имеет устройство личного пространства – жилья?

Хочется сказать большое значение, но так мало времени я могу уделить устройству своего жилья. Дома я отдыхаю, поэтому надо, чтобы были удобства, и все работало.

А вообще, я хочу жить в своем доме, посадить красивый сад с прудом, беседкой и цветниками и завести много животных: штуки три собаки и столько же кошек, чтобы их не гоняли и не обижали соседи.     

             Вопрос.   Планируете ли будущее для себя и своей семьи?

В основном, это творческие планы. У нас в семье все люди творческие. Впереди у нас юбилей театра, мы все примем в нем участие. Я хочу, чтобы он стал моим признанием в любви всем актерам, с которыми работаю.

                    Вопрос.   А теперь скажите, за что Вы всю жизнь хотели бы взяться,  но не собрались с силами или еще не пришло время?

Всю жизнь я хотела взяться за себя, за свое здоровье физическое и духовное, но не хватает  времени. Вот уйду на пенсию, тогда…