Я хочу рассказать о человеке, который в течение 30 лет служил нашему театру во всех ипостасях: как заведующий постановочной частью, художник-гример, как актер, режиссер и музыкант. Это я все о Николае Павловиче МИШУСТИНЕ, первом и долгое время единственном в Приволжье, заслуженном работнике культуры.
"Он руководил оркестром! - Дружно возразят те, кого Николай Павлович научил игре на русских народных музыкальных инструментах. - И звание заслуженного работника культуры он получил именно за работу с оркестром!"
Все это так, но природа настолько щедро одарила этого человека, что одного оркестра ему было мало для приложения всех своих способностей.
Со школьных лет Николай Павлович был натурой творческой и многогранной. В своей автобиографии он пишет, что увлекался художественной самодеятельностью, живописью, музыкой. По окончании школы Николай Павлович едет в Пензу и поступает в художественное училище, но оказывается, что училище не имеет общежития, а платить за квартиру - нечем. Он возвращается домой и недолго работает заведующим Обшаровским клубом. О карьере художника пришлось забыть, но Николай Павлович не оставляет попыток получить специальное образование и поступает в Куйбышевское музыкальное училище. Снова завершить обучение не получается. Его призывают на службу в Красную Армию и, закончив Камышловское военное училище, он становится профессиональным военным. Вот такой поворот судьбы. А потом - война!
Воевал Николай Павлович на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, партизанил, дважды был ранен, награжден двумя Орденами Красной Звезды,
множеством медалей, среди которых медаль "За оборону Ленинграда". Служба в армии продолжалась до августа 1948 года. А через три месяца Николай Павлович Мишустин стал директором Приволжского РДК.
В августе 1953 г. в Приволжье по приказу Управления культуры Куйбышевской области приезжает работать Андрей Яковлевич МЖЕЛЬСКИИ профессиональный актер, оставивший сцену после закрытия театра в г. Кузнецке Пензенской области. Он возглавил драматический коллектив, который тогда, в связи с ликвидацией механического завода ("колыбели" нашего театра), стал работать на базе РДК.
Театральная жизнь в Приволжье заметно оживилась, ведь театр отныне возглавил профессионал. Он научил самодеятельных актеров своему искусству, уровень постановок значительно возрос, соответственно увеличилось и количество желающих попасть на новые спектакли драматического коллектива. В 1955 году были поставлены две многоактные пьесы, сыграно 52 спектакля. Ветеран театра Валентина Терентьевна Горячева сообщает фантастический факт: спектакль "Васса Железнова" по пьесе A.M. Горького играли три раза... в день! Вот как в те годы было востребовано театральное искусство в нашем селе.
Все спектакли, поставленные А.Я. Мжельским за годы его работы в Приволжье, оформлял Н.П. Мишустин. Он же участвовал в них как актер и гример, постановки шли под живую музыку оркестра Мишустина.
Эти два человека подняли искусство Приволжского драматического коллектива на небывалый в те годы уровень. В 1957 г. коллектив приглашают выступить на сцене областной филармонии со спектаклем "Женитьба Белугина" по пьесе А.Н. Островского. Среди зрителей был народный артист СССР Борис Бабочкин, исполнитель роли легендарного В.И. Чапаева в фильме братьев Васильевых. Спектакль настолько понравился народному артисту, что он пожелал встретиться с его участниками. Это был судьбоносный спектакль и судьбоносная встреча. Приволжский драматический коллектив стал первым в области "народным" театром. Реорганизация произошла в 1959 г. У коллектива появился свой бюджет, свое штатное расписание, согласно которому (уже официально) режиссером становится А.Я. Мжельский, а заведующим постановочной частью театра Н.П. Мишустин.
Старожилы Приволжья говорят, что декорации, изготовленные Николаем Павловичем, были как в настоящем театре! Всего завпост Мишустин оформил 35 спектаклей.
Дочь Николая Павловича рассказала один забавный случай. Во время одного спектакля на сцене зажигался бутафорский костер. Он был настолько похож на настоящий, что начальник пожарной охраны, оказавшийся в зале, громко потребовал остановки действия и эвакуации зрителей.
Мжельский и Мишустин любили работать над пьесами А.Н. Островского, ставили "Грозу", "Бесприданницу", "Бедность не порок", "Женитьбу Белугина".., но в афише театра было много пьес и современных авторов: Петухова, Арбузова, Корнейчука. Любимыми актерами Мжельского были В. Горячева, Г. Карта-шов, А. Дьячков, В. Дьяков, В. Мишаков и, конечно же, Н. Мишустин.
В июне 1961 года А.Я. Мжельский навсегда уехал из Приволжья. Его помнят здесь до сих пор. В 1992 году А.Я. Мжельский еще раз вышел на нашу сцену. Он был приглашен на празднование 70-летия Приволжского народного театра и восторженно встречен своими бывшими актерами и зрителями. Ведь высокое звание "народный" появилось в названии театра, в первую-очередь, благодаря era таланту.
Отъезд Мжельского стал для театра серьезным ударом. Но в театре остался Мишустин. Он сохранил коллектив и через год передал его новому режиссеру Александру Александровичу Егунову.
В 1962 г. театр отмечал свое сорокалетие. Спектакль Егунова "Якорная площадь" по пьесе А. Штока был посвящен этой юбилейной дате и снискал режиссеру славу большого профессионала. И этот спектакль оформлял Н.П. Мишустин. Егунов проработал у нас меньше года. В конце 1962 года Приволжский район присоединили к Безенчукскому, ставки народного театра были переданы в Безенчукский РДК. Но, благодаря тому же неутомимому Мишустину, театр продолжал жить и работать. Ситуация заставила его стать еще и режиссером. Он поставил "Свадьбу с приданым" Петухова, "Наследие" Бурова, "Шестеро любимых" Арбузова... До последнего своего дня Николай Павлович не прерывал связи с РДК, с Приволжским народным театром. Он ушел из жизни в 1994 году, и мы провожали его в последний путь.
Дочь Н.П. Мишустина Н.Н. Казакова вспомнила, как она впервые ощутила гордость за своего отца: "Папа был небольшого росточка, я в него - маленькая. И вот однажды, я залезла под стол в оркестровом классе и стала наблюдать оттуда за происходящим. Оркестранты шумели, переговаривались. Тут папа поднялся на свое дирижерское место. В классе воцарилась тишина. Взмах палочки - и многолюдный оркестр послушно заиграл. В этот момент папа показался мне таким большим, высоким!"
Не люблю пафоса, но думается мне, что маленькой Наде открылась тогда внутренняя сущность ее отца. Н.П. Мишустин, действительно, был большим, высоким человеком.
Ольга Иванова